Консультации учителя - дефектолога

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

 

Те, кто работают с детьми дошкольного возраста, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Работа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:

Двигательной области коры головного мозга:

формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

формирование зрительно-моторных координации.

Речевой области коры головного мозга:

формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

Пространственных ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирование навыков учебной деятельности:

умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ограничивать длительность и нагрузку.

Игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

Вспомним сказанное И.П. Павловым: «...развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.

Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.

Для формирования Человека Гуманного эти способности не менее важны, чем способности к речевому общению. Для творческого развития нужна дополнительная мозговая активизация, раскрепощающая образное мышление.

Такая « межполушарная специализация» — явление не врожденное, а вырабатываемое. Все зависит от конкретной направленности развития способностей личности в процессе воспитания с раннего детства.

Итак, повторяя игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.

Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. В основу этих упражнений заложено развитие таких навыков. Ребенку трудно увидеть и воспринять образец. Он не различает деталей предмета и не может выделить части из целого. Связано это с дефектом восприятия или с плохим зрением. Поэтому очень важно подробно описать образец, проанализировать его изображение и детали и только после этого начинать работать. И наоборот, ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он видит уже готовое изображение, но не видел, какого делали. Малышу легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т.д. по показу взрослого. Но и в этом случае требуются подробные пояснения.

Работая с детьми, мы, взрослые, встречаемся с удивительными противоречиями. Ребенок как будто очень рано осваивает пространство, правильно ориентируется в знакомом помещении, в картине, рисунке и т.п. Он отличает одну геометрическую форму от другой, ближнее от дальнего, понимает выражения «вперед», «напротив», «между» и другие и правильно выполняет заданные действия. ВМЕСТЕ С ТЕМ САМИ ЭТИ ПРИЗНАКИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СВЯЗИ НЕ ВЫДЕЛЕНЫ И НЕ СТАЛИ ЕЩЕ У РЕБЕНКА ПРЕДМЕТОМ ПОЗНАНИЯ. Хорошо зная требования школы к будущей практической деятельности детей, мы с первых занятий уделяем большое внимание развитию и совершенствованию пространственных и временных представлений, ориентации на листе бумаги — «справа, слева, вверху, внизу» и т.д.

Тем самым педагоги стремятся:

совершенствовать и закреплять чувственные знания о признаках предметов и их взаимосвязях;

связывать эти признаки с соответствующими словами, что обеспечивает переход детей от чувственного познания к обобщениям и отвлеченным понятиям;

использовать практические действия самого ребенка шире и разнообразнее.

 

Овладевая понятиями пространства, дети знакомятся и с категориями времени — что необходимо делать сначала, а что потом. Бытовое время: утро, вечер, завтра, недавно, потом; предлоги: перед, после, до, за — все это представляет особую сложность для усвоения детьми дошкольного возраста. Слабая ориентированность (тем более ее отсутствие) во времени и пространстве вызывает впоследствии трудности усвоения многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, грамматики, математики, физкультуры.

Для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, но именно с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации. Трудности усугубляются обилием вводимых педагогом понятий, терминов пространственных отношений, недостаточно подкрепленных практикой и жизненным опытом ребенка.

Чтобы ребенок в дальнейшей практической и учебной деятельности не испытывал затруднений, ощущения собственной неполноценности и аффективных реакций (тревога, агрессивность, отказ выполнять задания), мы стараемся предупредить формирование механизма таких затруднений. Этому помогают доброжелательность, внимание, чуткость со стороны взрослых, положительная оценка стараний ребенка. В конце каждого занятия первого раздела дети рисуют на свободном пространстве раздаточного листа. Таким образом соблюдается смена деятельности ребенка, поддерживается интерес к занятиям, закрепляются пространственные ориентиры, признаки и отношения, значимость пространственного положения предметов. С большим удовольствием дети рисуют, используя цвет, выражают свои чувства, мысли, переживания от увиденного и услышанного. У них есть возможность высказать свое отношение к тому, что они уже знают и что узнали нового, выразить эмоциональное отношение к этому. Рисование в конце занятия снимает напряжение и дает возможность расслабиться.

Рисунки детей на свободную тему помогают глубже узнать и понять духовный мир ребенка, его содержание, поддержать стремление к познанию окружающего мира и правильной ориентации в нем.

Не случайно на первых же занятиях педагог предлагает ребятам как ориентир надеть на правую руку цветные резинки.

Обратимся к возрастным особенностям памяти детей ; старшего дошкольного возраста. Память способна не только; воспроизводить полученные впечатления, но и длительно их ; сохранять. В данном случае тактильные ощущения соприкосновения резинки с рукой способствуют запоминанию, закрепляя понятие «правая рука», «правая сторона». В дальнейшем все игры-упражнения, их повторы направлены на ; развитие не только тактильной, но и других видов памяти: вербальной, образной, двигательной, эмоциональной; на сохранение воспринятого. Но это, в первую очередь, зависит от того, насколько интересно и понятно детям то, что они узнают и заучивают. То, что интересно, эмоционально окрашено

чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.

У детей в этом возрасте внимание непроизвольное (произвольное, внутреннее внимание еще не развито). Это значит, что ребенок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Поэтому на наших занятиях мы используем много оборудования. Яркость, новизна, необычность позволяют поддерживать неослабевающий интерес у ребят до конца занятий. Тем самым вырабатывается сосредоточенность, волевое внимание.

В ходе игр, упражнений и тренировок дети начинают непроизвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение — расслабление», «тяжесть — легкость»; характер движений: «сила — слабость», темп и ритм.

Восприятие ритма как специального предмета познания становится доступным для детей этого возраста. Они с большей уверенностью не только замечают, где именно изменился ритм, но и точно воспроизводят его своими движениями, показывая на выкладываемых предметах различное расстояние между ними, воспроизводят воспринятый ритм движениями рук, ходьбой, бегом с остановкой и другими средствами. Чувство ритма обнаруживается в слуховом и зрительном восприятии, в возможности видеть орнамент, что очень важно в собственной деятельности ребенка: музыкальной, изобразительной, аппликационной, конструктивной, также, чуть позже,— в письме. Письмо — двигательный акт, где тонический фон пишущей руки, вибрация мышц предплечья, запястья, пальцев рук очень ритмичны и монотонны, при осуществлении округлости движения, его ритмического рисунка. Сформированность произвольной моторики, слухомоторных координации и чувства ритма могут снять возможные проблемы нарушений в чтении и письме.

Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно, т.е. дифференцированно, точно, плавно, красиво, или быстро, ловко и технически правильно, имеет свое продолжение во второй части программы.

Развитие крупных движений, физические упражнения также формируют восприятие, внимание, мышление, пространственные и временные представления.

Цели и задачи каждого занятия первой и второй частей точно совпадают. Работа педагога с детьми плавно переходит и продолжается в гимнастическом зале с соответствующим оборудованием. Использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятий и повышает интерес к ним.

Ритмичность, пластичность, умение двигаться всем телом, новая образно-ритмическая связь движений и музыки из популярных детских песен и мультфильмов радуют ребят, развивают слуховое восприятие, чувство ритма. Яркие и интересные сценарии спортивных праздников развивают адекватные образы, фантазии, радостные эмоции, позволяют сделать движения более выразительными, точными и правильными.

Ощущение ребенком собственного тела дополняет развитие представлений пространственного воображения, является базой для мышления.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.

И как всякий труд, эта работа на первом этапе приходит к своему логическому завершению и одновременно продолжению на втором. Результаты работы позволяют приступить к решению не менее сложных проблем в обучении детей написанию цифр.

В процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты.

Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения этим навыком. Профессор Н.А. Бернштейн в своей работе «О построении движений» отмечает, что каждый ребенок на первом этапе обучения пишет крупно, т.к. еще не завершено формирование зрительно-моторных, пространственных координации. К тому же, чем крупнее письмо, тем меньше разница между движениями кончика пера и движениями самой руки. То есть, чем крупнее письмо, тем проще и доступнее перешифровка этих движений. По мере освоения этой перешифровки, ребенок переносит на кончик пера сначала зрительные, потом чувствительные проприоцептивные коррекции и обеспечивает движению кончика пера любую нужную траекторию. Благодаря этому, постоянно уменьшается величина выписываемых цифр. Такое же явление имеет место при действиях с любым орудием: иглой, ножом и т.п. А постепенное заполнение моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ создает предпосылку для автоматизации навыка, который, совершенствуясь через процесс тренировки, становится стандартизированным, стабильным. Поэтому целенаправленные педагогические приемы также важны в методике обучения письму.

Первое занятие первого раздела наглядно покажет педагогу эту возрастную особенность детей-дошкольников. Именно такую работу выполняют руки ребенка в рисовании «зернышек и червячков». Эти рисунки, как тестовое задание, определяют, у кого из детей плохо развита рука, кто не умеет правильно держать карандаш, кто и как ориентируется на листе бумаги, кто и как рисует.

Чаще всего дети рисуют крупно, размашисто. Психологи называют такое рисование «почеркушки». Педагогу понадобится много усилий, чтобы формирование зрительно-моторных координации проходило правильно. Поэтому так много в первом разделе данного пособия предварительной работы. Ведь даже нарисовать правильно точку многие дети, особенно домашние, не умеют. Именно поэтому предлагается сначала крупное рисование в рабочих листах, крупные цифры в крупных клетках. Очень осторожно вводим понятие нового рабочего поля — клетка. На этом этапе работа трудна. Она требует собранности, сосредоточенности, организованности. Через умение выполнять крупные движения карандашом (ручкой, фломастером) из занятия в занятие достигается необходимая стабильность двигательного акта письма. Этим процессом отрабатывается ровная расстановка цифр. Только затем вводится мелкое написание и мелкая клетка.

Такая постепенность правильно формирует моторные навыки, зрительные координации, а в дальнейшем служит хорошей основой для формирования скорописи письма.

Приемы и методы, используемые на занятиях: игра (как основной прием в дошкольном возрасте), наглядный, практический, словесный методы; наблюдение, собеседование, тестирование, анализ результатов деятельности; учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой, — позволяют педагогам не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.

Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий, к которым относятся следующие:

эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;

число детей (в группе 12 – 15 человек). Если работа проходит в классе школы, где число детей от 20 и более, то класс делят на две подгруппы. Один раз в неделю предполагаются индивидуальные занятия с детьми, уровень подготовки которых требует более углубленных занятий по отдельным темам;

педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, что является главной задачей.

Механизмом оценки получаемых результатов прежде всего является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».

Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их работы, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время.

Критериями оценки могут быть творческие работы детей, участие в проводимых выставках, игры в процессе занятий, которые позволяют детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень развития ребенка.

Так, задания первых трех занятий могут быть тестовыми для определения:

  • развития мелкой моторики рук;
  • умения правильно держать карандаш;
  • пространственной ориентации ребенка на листе бумаги и на примере собственного тела;
  • зрительно-моторных координации;
  • техники рисунка.

 

Литература:

  • Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции»
  • Соломатина Г.Н., Громова О.Н. «Речевые проблемы детей дошкольного возраста»

 

свернуть

Играя, лечим! Дыхательная гимнастика

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого.

Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины обследуемых детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин. Установлена связь между способом дыхания и успехами обучения. От того правильно ли дышит ребенок, или нет,зависит его физическое и интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они ине очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становиться таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, произношение, речь в целом. Ребенок начинае гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может возникнуть кариес. И это еще не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные вещества. Поэтому дети, котрые неправильно дышат, раздражительны, плаксивы и вялы. Поэтому очень важно научить детей правильному речевому дыханию.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддерживания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интанационной выразительности. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию речевого дыхания у детей- как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Правильное дыхание в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма. Люди которые плохо дышат, говорят, кричат и и поют не потому, что болеют, а потому, что неумеют правильно дышать. Научиться правильному дыханию можно с помощью дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика является прекрасным общеукрепляющим средством, а также просто жизненно необходима и преназначена всем людям при следующих патологиях:

1. Неврозы и неврогенные заболевания:

-кардионеврозы;

-гипетония и другие заболевания сердечнососудистой системы;

-язвенная болезнь;

- снятие нервного напряжения, головокружения, ощущения тяжести в голове;

-заикание.

2. Астма и хронические заболевания бронхих и легких.

3. Сахарный диабет и его осложнения.

4. Потеря голоса.

5. Пристрастие к никотину.

Дыхательная гимнастика оказывает парадоксальное воздействие на организм человека:

-положительно влияет на обменные прцессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и в легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-способствет рассасыванию воспалительных заболеваний, устранению местных застойных явлений;

-налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

-исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

-повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние больного.

Правильное дыхание, как уже говорилось, очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергитическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание,а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Упражнения дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое время, в любые режимные моменты: на прогулке, во время утренней гимнастике, можно исползовать упражнения- как физминутки. А сделать упражнения интересными помогут стихи.

Упражнения для формирования диафрагмального дыхания.

Упражнение «Надуй шарик».

Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот приэтом неиного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем:

Шарик лопнул- выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.

Упражнение «Часики».

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исжодное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

Упражнения для дифферениации носового и ротового дыхания.

Упражнение «Вдох- выдох».

Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:

вдох через нос- выдох через нос,

вдох через рот- выдох через нос,

вдох через рот- выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Вдохнули ртом и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом.

Упражнение «Ветер дует».

Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть,

Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть,

Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть,

Я подую близко- (руки положить на грудь и подуть на них).

Упражнение «Снежинки».

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И кружаться над землёю

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Упражнение «Пила».

Выпоняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох.

Пила, пила пили живей,

Мы строим домик

Для гостей.

Упражнение «Повороты».

Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,

влево поворот- вдох, вправо- выдох.

Боком- боком, боком- боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

Упражнение «Хлопки».

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ежик

Не жалеет своих ножек.

Он играет целый день,

Он не знает слова- лень.

Упражнение «Петушок кричит».

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести«Ку-ка-ре-ку-у».

Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках,

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх,

Всех ребяток разбудил (подняться на носки)«Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

Упражнение «Одуванчик».

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Остался стебелёк.

Упражнение «Пропеваем звуки».

Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе пропеваем гласные звуки:

а, о, у, и, э.

Мы все весело играем,

Вместе звуки пропеваем.

Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.

Игра «Колобок»

Колобок, колобок

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.

Игра «Горох».

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.

Игра «Задуй свечи».

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью я вдохну,

И все свечи потушу.

Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает

Игра «Муравейник»

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.

Игра «Акробат».

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

Игра «Лодочки».

Дуть на лодочку из пенапласта.

Игра «Футбол».

Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

Игра «Горка».

Бегемот на горку сел,

Прокатиться захотел.

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.

Игра «Черепашки».

Черепашки -малыши

Очень слабы и малы.

Нужно очень постараться до воды помочь добраться.

Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха)Э поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.

Игра «Автомобили».

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться в перед.

Как нада ездить покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

Игра «Хорошая погода».

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь.

Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.

свернуть

Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте.

Речь младших дошкольников характеризуется стремлением к звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи; интенсивным пополнение словаря, способностью слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:

  • 1-2 года - усваиваются такие звуки:

А, О, Э, П, Б, М.

  • 2-3 годазвуки:

И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й и их мягкие варианты.

  • 3-5 летзвуки:

С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.

Для успешного становления речи ребенка 3-4 лет, необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:

  • Развитие дыхания;
  • Развитие артикуляции;
  • Развитие фонематического слуха.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Предлагаю вам некоторые игры и упражнения (также представленные в презентации) для развития правильного речевого дыхания у детей:

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.

В этом вам помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко…

Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.

Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.

Чтобы избежать головокружений делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.

Также необходимо развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата с помощью гимнастики для губ и язычка.

Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа.

Польза артикуляционной гимнастики:

- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;

- снижение напряжённости артикуляционных органов;

- постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда.

При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом.

Для достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день. В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором малыш будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд, перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день. В презентации представлены различные артикуляционные упражнения.

Важным условием развития речи является развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:

что шумит? (деревья)

что гудит? (машина)

кто кричит? (мальчик) и т. д.

Помогите малышу определить источник звука.

Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Педагог называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

свернуть

Строительные игры в детском саду

Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов. Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения. Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно развитие интереса к конструктивному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно – двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие конструктивного вида деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством конструкций. Конструирование в специальном дошкольном образовательном учреждении тесно связано с содержанием других разделов программы: занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре, изобразительной деятельностью, ручным трудом, развитием речи, социальным развитием, ознакомлением с художественной литературой.

      Во время проведения занятий проводится специальная работа по речевому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

      В возрасте 4 – 5 лет, когда нормально развивающиеся дети с большим удовольствием играют со строительным материалом, создают постройки в ходе сюжетно – ролевых игр, малыши с общей интеллектуальной недостаточностью  только начинают знакомиться с предметными действиями. Со строительными деталями они часто ещё не знакомы, не понимают их значения, не умеют создавать узнаваемые конструкции предметов. Они перекладывают элементы строительных наборов, нагромождают их, нередко облизывают, пробуют «на зуб» и т.д. Конструктивные материалы привлекают их внимание на чрезвычайно короткое время: завладев ими, ребенок быстро теряет к ним интерес, поскольку не умеет правильно их использовать.

      Важной задачей обучения является умственное воспитание детей. Известно, что наиболее эффективно мышление развивается только в тех случаях, когда обучение направлено как на приобретение новых знаний и умений, так и на развитие способности использовать их в изменившихся условиях. Поэтому в ходе конструирования дети выполняют, знакомые задания с новыми видами конструктивных материалов, а также создают различные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение (например, зданий).

      На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментариями, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами. 

      Особое внимание необходимо  уделять формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений, когда ребёнок не только строит, но тут же сразу зарисовывает, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображён в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребёнку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования образа предмета.

      Конструирование оказывается эффективным не только в самом начале обучения, но и в старших группах, особенно при знакомстве с восприятием – воспроизведением обобщённых моделей. Дети могут при этом видеть общие конструктивные, опорные особенности целой группы объектов, замечать различия, выделять индивидуальные черты каждой постройки. Именно то, что дети с общей интеллектуальной недостаточностью не замечают общих структурных компонентов класса предметов, приводит к однообразию создаваемых ими конструкций, к умению видоизменять их в связи с потребностями и содержанием игр.

      В связи с этим особенно важно педагогам проводить коррекционную работу, уделяя большое внимание выбору тематики конструирования. Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы детям, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога, туннель). Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение, умением строить самим, помогает ребёнку с общей интеллектуальной недостаточностью  постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения.  В занятия по конструированию необходимо включать:

 

    -Игры на ознакомление с формой, так как форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета. На 1 этапе происходит практическое ознакомление с формой (Д/и «катится – не катится»), на 2 этапе детей нужно учить таким действиям восприятия. Как соотнесение форм и выбор по образцу, соотнесение объёмных и плоскостных фигур.

    -Игры и упражнения на соотнесение реальных предметов с формами-эталонами. Важно сначала в качестве эталонов использовать объёмные фигуры, затем плоские (контурные). Для того чтобы дети запомнили названия фигур, указанных в программе, необходимо предусмотреть также игры на называние фигур. В ходе этих игр дети показывают их по названию, учатся диалогу, обращаясь с просьбой дать  определённую фигуру, опознают фигуры на ощупь, называя их.

 

 - Игры на ознакомление с отношениями по величине. Чтобы привлечь внимание ребёнка к величине предмета, сразу необходимо ввести сравнение по этому признаку.      Сначала выбор проводится на специально подобранных одинаковых предметах, например на матрёшках, шарах одного цвета, машинах, куклах. Главное условие выбора – наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используем элементы строительных наборов. В ходе ознакомительных игр внимание детей привлекается не только к длине, но и к объёму, толщине, высоте. Во всех случаях обязательно использовать практическую проверку правильности выбора. Рекомендуется в коррекционной работе проводить

игры на выбор по образцу, а также простейшие группировки. Сравнивая предметы, параллельно идёт работа по развитию и обогащению словарного запаса, возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее-короче; выше-ниже; больше-меньше.

 

   -Игры на ознакомление с пространственными отношениями. Игры такие можно разделить на 4 вида:

а) восприятие объемных образцов и воспроизведение на объемном материале.

б) восприятие объемных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.

в) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.

г) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на объемном материале.

   

    На одном занятии можно сочетать различные виды восприятия – воспроизведения.

    Учитывая индивидуальные возможности и особенности детей опыт работы, показывает: что дети с общей интеллектуальной недостаточностью  способны при  особой организации  коррекционно – педагогического  воздействия и использовании специальных приёмов и методов  овладеть навыками конструктивной деятельности  в рамках программы (Екжанова Е.А.; Стребелева Е.А. «Коррекционно развивающее обучение и  воспитание») и добиться положительных результатов и позитивной динамики развития.

 

свернуть

Развитие голоса у детей с нарушениями речи. Профилактика нарушений голоса.

Проблема нарушений голоса у детей остается актуальной, так как голосовые перегрузки, связанные с коллективным воспитанием ребенка в учреждениях дошкольного образования, участие в разнообразных хоровых коллективах, экологические и социальные проблемы приводят к тому, что в логопедической практике нередко приходится сталкиваться с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками  и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию, даже стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.

Число детей, имеющих измененный тембр голоса, - от легкой охриплости, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звучания, вплоть до шепотной речи, - не имеет тенденции к снижению. Заболевания гортани, сопровождающиеся дисфонией, занимают второе место в структуре всей ЛОР- патологии у детей. Кроме того, патологическое изменение голоса являестя симптомом в структуре таких речевых расстройств как дизартрия, ринолалия, заикание.

Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает ее слышимость, выразительность , эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации.

В связи с этим исследование голоса в норме и патологии представляется одной из актуальных задач в области логопедии.

Прежде чем перейти к характеристике нарушений голоса, необходимо установить, что же включает в себя такое понятие, как голос. В литературе даются различные определения, одни их них являются более общими, другие – более конкретными.

Дмитриев Л. Б. в книге «Фониатрия и фонопедия» даёт следующее определение: голос – это совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата, представляющего собой комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании. А. Т. Рябченко указывает, что голос – совокупность звуков, воспроизводимых гортанью, а также целым рядом других органов, среди которых диафрагма (дыхательная мышца), лёгкие, бронхи, трахея, носовая полость с придаточными пазухами.

Голосовой аппарат включает 4 основные части: гортань – генератор звука; надставную, резонаторную часть – глотка, полость носа, околоносовые пазухи; энергетический аппарат – ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.

Голосообразование у человека – очень сложный механизм тесного взаимодействия органов и систем с их биологически обратными связями на основе слухового, вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в ЦНС об их состоянии и деятельности. Речевая и голосовая функции обычно находятся в полном единстве и подчинены регулирующему действию коры головного мозга. Голосовая функция осуществляется преимущественно с напряжением голосовых складок, длина которых обуславливает определенное количество колебаний. Взаимодействие голосовых складок – результат сложной деятельности анатомо-физиологических механизмов.

Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Звук хорошо изучен, основные его закономерности определены. Все многообразие качеств певческого или речевого голоса, которое мы умеем хорошо различать на слух, имеет акустическую расшифровку, зная которую можно целенаправленно влиять на выработку нужных качеств голоса. В голосовом аппарате человека при речи и пении возникают тоновые звуки (гласные) и шумовые (глухие согласные). В певческом голосе вокальные педагоги различают высоту, силу и тембр взятого звука (это и есть спектр), а также разнообразные качества. Это является одним из 3-х важнейших акустических параметров. Два других – это частоты колебаний, их амплитуды.

Полноценный голос, его сила, высота, тембр, выразительность формируются и совершенствуются одновременно с развитием всего организма человека.

Здоровый голос, как правило,  звучит легко и свободно, выявляя свои лучшие качества. По голосу человека можно судить об его общем состоянии и нарушении. Поражение голосового аппарата каким-либо болезненным процессом для каждого человека превращается в катастрофу, в особенности для ребенка.

Наибольшая роль при устранении нарушений голоса отводится врачам фониатрам и фонопедам. Фониатрия – наука о лечении и предупреждении заболеваний голосового аппарата. Фонопедия – раздел логопедии, предусматривающий воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой.

Специалист, который занимается восстановлением нарушенной голосовой функции – фонопед. Такие специалисты имеются во всех областных центрах и в г. Минске.

Основным симптомом заболеваний голосового аппарата является охриплость различной степени выраженности. Ее возникновение при органических заболеваниях голосового аппарата объясняется анатомическими повреждениями голосовых складок, при функциональных нарушениях – нерегулярностью вибраций мышц голосовых складок. Существуют и другие симптомы – это дискомфорт в глотке и гортани, сухость, першение, болевые ощущения, желание откашляться, утомляемость голоса даже после небольшой голосовой нагрузки.

Основное отличие детского голосового аппарата от взрослого в том, что детский голосовой аппарат – развивающийся. Отсюда различия в строении и работе. Органы дыхания в детском возрасте отличаются следующими особенностями: носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой; эластичная ткань этих органов, является опорной, и мышцы развиты слабо; хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Другой возрастной особенностью ребенка является неравномерность развития организма в процессе роста, окончания роста разных органов голосового аппарата. Например, рост носоглотки и придаточных пазух носа в основном завершается к периоду полового развития (14 годам), а все остальные органы голосового аппарата завершают свой рост с окончанием периода полового развития (условно к 19 годам). Дыхание у детей более короткое и слабое, меньше динамичный и звуковысотный диапазоны, беднее тембр. Примерный диапазон голоса у мальчиков и девочек от 7 до 9 лет – одна октава.

В процессе воспитания голоса у ребенка необходимо соблюдать функциональное равновесие между всеми органами и системами, участвующими в голосообразовании, правила и технику голосоведения. Если этого не делать, то могут возникнуть нарушения, диапазон которых – от полной потери голоса до незначительных его изменений.

 

Профилактика нарушений голоса у детей.

Известно, что всякую болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактика нарушений голоса – это прежде всего, соблюдение правил, которые предохраняют организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к заболеваниям голосового аппарата.

Профилактика голосовых расстройств имеет свои особенности. Она чрезвычайно обширна и от «прописных истин» здесь не уйти. Постоянная закалка свежим воздухом, солнцем, водой, физические упражнения, гигиена труда, отдыха, соблюдение нормального режима дня должны войти в привычку, стать потребностью. Температура воздуха, его чистота и степень влажности – тоже немаловажный фактор в профилактике голосовых расстройств. Помещения необходимо регулярно проветривать. С раннего возраста детей необходимо приучать к утренней дыхательной гимнастике, а также к систематическим зимними и летними видами спорта. В период остро протекающей мутации рекомендуется ограничить голосовую нагрузку. Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки – не кричали, не пели слишком громко, не выходили разгоряченными на мороз, не пели на холоде. Надо помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Хрипота голоса обычно возникает в результате простуды. Если при лечении  домашними средствами в течение недели хрипота не проходит, во избежание перехода ее в хроническую, обязательно надо обратиться к врачу и строго следовать его указаниям. При тех или иных нарушениях голоса важно раннее начало коррекционно-логопедической работы. Это предупреждение вторичных дефектов. Профилактические мероприятия проводятся и после восстановления голоса.

Особая роль отводится формированию правильного дыхания. Дыхание – жизненно необходимый процесс для человека, база звукообразования и всей речи в целом. Существуют два вида дыхания: физиологическое, которое протекает непроизвольно и рефлекторно, обеспечивая человека кислородом, и фонационное, или речевое, задачи которого – обеспечение организма кислородом плюс звукообразование. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. Плавное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Правильное речевое дыхание – реберно-диафрагматическое (комбинированный, или смешанный тип дыхания). Это наиболее глубокий тип дыхания, который позволяет долго и эмоционально говорить на выдохе. Для этого дыхания характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох. Правильное речевое дыхание требует специальной подготовки. Развитие его зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.

Существует множество специальных методик (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, М. С. Норбекову), направленных на развитие физиологического дыхания, суть которых – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

В домашних условиях можно самостоятельно развивать с ребенком речевое дыхание и голос прежде всего для профилактики болезней верхних дыхательных путей и нервной системы; регуляции дыхательного ритма; укрепления мышц лица и грудной клетки; повышения умственной работоспособности детей, а также для формирования навыков правильного речевого дыхания и нормализации звукопроизношения.

Приучайте ребенка дышать обязательно через нос! Стиль дышать ртом вреден, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Дыхание через нос предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

При постановке речевого дыхания необходимо приучать детей делать вдох через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Конечной целью тренировки речевого реберно-диафрагматического дыхания является тренировка длительного выдоха (а не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха) и умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, учавствующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно, сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно.

Для выработки такого типа дыхания существуют специальные упражнения, которые можно проводить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в игровой форме. Однако и старшим детям эти упражнения будут полезны.

 

Основные направления реабилитации

нарушений голосовой функции у детей

1 . Релаксационные упражнения.

2 . Дыхательные упражнения.

3 . Голосовые упражнения.

Использование учителем-дефектологом основных направлений реабилитации нарушеной голосовой функции у детей в ходе занятий, и развитие речевого дыхания и голоса ребенка в домашних условиях  - в конечном итоге способствуют восстановлению голоса ребенка в более короткие сроки.

Основными показателями успешности проведенных занятий является естественное звучание голоса, достаточная его громкость и отсутствие утомляемости при речевых нагрузках.

Применение данной  программы на практике -  позволяет творчески подойти к планированию и проведению занятий, подбирать разноуровневые задания и оказывать различную степень помощи на основании возрастных , речевых и интеллектуальных возможностей каждого воспитанника.

свернуть

Парадоксальная гимнастика (по Стрельниковой)

Традиционно для формирования дыхания  используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы  парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует  определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений.

Упражнение 1. «Ладошки».

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Упражнение 2. «Поясок».

 Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 3. «Поклон».

 Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в  конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Упражнение 4 «Кошка».

 Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 5 «Обними плечи».

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. «Большой маятник».

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 7. «Повороты головы».

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

Упражнение 8. «Ушки».

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

Упражнение 9. «Малый маятник».

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

Упражнение 10. «Перекаты».

Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на  впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела  на стоящую сзади левую  ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами – пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.

Упражнение11. «Танцевальные шаги».

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять  согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

свернуть

Взаимодействие воспитателя, учителя-дефектолога и музыкального руководителя при подготовке праздников и развлечений

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают  содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.

Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем-дефектологом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для детей  с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика.

  • На начальных этапах обучения детей с ТНР на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Так, например, у детей первого года обучения  ко времени проведения  новогоднего  утренника речь оказывается  еще крайне ограниченной, страдает ее лексико-грамматический строй и  звукопроизношение. Поэтому на этом празднике стихи и песни, доступные пониманию детей, исполняют взрослые или старшие ребята. Можно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
  • Дети могут участвовать в небольших сценках, где их действия  будут сопровождаться комментариями воспитателя (например, сказки «Курочка ряба», «Репка»)
  • Для активизации речи детей  возможны хоровые односложные ответы  детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.
  • Дети могут подпевать  мелодию песни, произнося слоговые ряды «та-та-та» или «ля-ля-ля»
  • В дальнейшем при составлении сценариев необходимо подбирать материал, доступный детям по содержанию. Каждому ребенку следует дать возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Например, дети читают стихотворение не целиком, а по две строчки  каждый.
  • Сценарии утренников и  развлечений должны быть занимательными по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, и непродолжительными по времени (от 20 до 45 мин.)
  • К утреннику в группах для детей с ТНР готовят не более 4 песен и 2-3 танцев. При подборе  текстов песен стараются избегать тех звуков, которые дети еще не умеют произносить правильно и сложных по структуре слов, а также нежелательны для исполнения песни в быстром темпе. Небольшие по объему и мелодичные произведения в спокойном темпе легче всего запоминаются и заучиваются детьми.

При подготовке праздников и развлечений  музыкальному  руководителю и  воспитателю необходимо помнить, что  начинать разучивать песни, стихи, инсценировки следует  после проведения  тщательной словарной  работы, когда  тексты станут  понятны  каждому ребенку.

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для прочного запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантамимикой.

Не следует включать в репертуар речевой материал, построения, танцы, песни, которые требуют  усиленной тренировки, большого физического  напряжения детей. Дополнительные репетиции накануне праздников сильно утомляют и истощают детей. Праздники и развлечения в детском саду – это, прежде всего радость для детей, а не для гостей, присутствующих на утреннике.

При подготовке праздников и развлечений:

● учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал;

● учитель-дефектолог первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения;

● воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал;

● музыкальный руководитель разучивает танцы, хороводы, осуществляет пропевание с детьми под музыку.

Для проведения праздничных утренников даже на первом-втором году обучения  рекомендуется объединять детей из массовых и специальных групп. Не следует опасаться, что  дети с выраженными нарушениями речи будут поставлены  при этом в неравные условия. Они могут наравне со сверстниками принимать участие в играх, соревнованиях, танцах. Команды и группы играющих могут быть смешанными. Желательно заранее познакомить детей из различных групп: поход в гости с целью поздравления с праздником, днем рождения и т.д.

Вполне допустимо объединить детей двух возрастов, посещающих группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Объединение на праздничных утренниках и досугах детей третьего-пятого годов обучения с нормально развивающимися сверстниками способствует интеграции и социализации детей с речевыми нарушениями.

С дошкольниками проводятся  разнообразные развлечения:

  • инсценировки сказок с использованием игрушек, фланелеграфа, шапочек-масок;
  • кукольный театр,теневой театр;
  • музыкально-литературные развлечения, игры, викторины;
  • концерты  и т.д.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

свернуть