Консультации педагога-психолога

 

 

 

«Охрана психологического здоровья воспитанников     дошкольного возраста»

                                  

  Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

 Именно педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов, помогают в формировании психологического здоровья своих воспитанников.  Через них, педагогов, ребенок постигает мир, от них зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием для развития «гармоничной» личности.

 Но для того чтобы формирование психологического здоровья ребенка проходило более осознанно, педагогу необходимо знать, что такое психологическое здоровье и что необходимо для эффективной работы в этом направлении. 

 

  Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Для эффективного  оказания психологической помощи необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две основные группы:

  • средовые (все, что окружает ребенка);
  • субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением

 

 Если говорить о семье, то очень важны последствия стилей семейного воспитания для ребёнка

Авторитетный стиль

Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль

Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).

Либеральный стиль

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль

Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

 

В детском же  учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми.

Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка.

Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

Задачи психологической поддержки детей со стороны педагогов:

1.Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

  1. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

    3.Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

 

 

 

 

Список литературы:                                                                             1.Возрастная и педагогическая психология. // Под. ред. А.В. Петровского. — М., 1980

   2. Выготский Л.С. Проблемы возраста. — М.: Педагогика. 1984